В данной работе представлен опыт педагога по развитию нравственных качеств у детей с ментальными нарушениями, родителей /законных представителей посредством вовлечения в совместную деятельность по созданию социальных роликов. Конкурсный материал "Паспорт воспитательной практики" разработан участником заочного и очного этапов областного конкурса педагогических работников «Воспитать человека – 2023» в номинации «Воспитать человека».
На занятиях по курсу внеурочной деятельности «Школа нравственности» происходит формирование у младших школьников с нарушением слуха валеологической культуры, которая позволит сохранить и укрепить их здоровье и мотивировать к ведению здорового образа жизни.
Одним из условий повышения качества образования является умение использовать ИКТ в процессе обучения. Уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь приходит компьютер с его неограниченными возможностями. Иллюстрирование - добавление информационных объектов, дополняющих и раскрывающих мысли текста, помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия. Использование ИКТ на уроке позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Планируя урок, тщательно продумываю цель, место и способ использования ИКТ. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. В настоящее время растет число детей с особыми образовательными потребностями. Проблемы ребнека с ОВЗ невозможно решить лишь средствами традиционной педагогики, необходимо применение современных корекционно-педагогических технологий, в том числе информационных.
Использование интерактивных игр-презентаций в коррекционной работе предотвращает утомление детей с различной речевой патологией, увеличивает познавательную активность, повышает эффективность коррекционной работы в целом.
Использование интерактивных игр-презентаций в коррекционной работе предотвращает утомление детей с различной речевой патологией, увеличивает познавательную активность, повышает эффективность коррекционной работы в целом.
Обучающиеся с нарушением слуха испытывают значительные трудности при изучении литературы, т.к. снижение слуха и как результат этого речевое недоразвитие, ведёт к снижению всех психологических функций, к отсутствию полноценного общения с окружающей средой. Виртуальные экскурсии позволяют развивать коммуникативные навыки обучающихся, их устную и письменную речь.
Большую помощь в освоении детьми учебного материала оказывают современные цифровые инструменты. Цифровые ресурсы – это сайты и приложения, которые помогают учителю организовать образовательный процесс. Такой формат экономит время, оптимизирует действия учителя и вовлекает учеников.
В докладе актуализируется проблематика развития познавательного интереса младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством виртуальных экскурсий. В приложениях к докладу представлены разработанные автором виртуальная экскурсия в МБУК «Северодвинский городской краеведческий музей» на интернет-выставку «Дети, в школу собирайтесь…» и интерактивная игра по материалам интернет-выставки.
В данной статье представлена работа по формированию патриотизма у обучающихся с нарушением слуха (вариант 2.2) через курс внеурочной деятельности "Мы и наш мир".
В методическом материале представлена викторина по правилам дорожного движения и безопасному поведению на улице и в транспорте. Данное пособие создано для детей с нарушениями речи (ОНР).
Для группы коррекционной направленности (дети с ТНР) разработана серия НОД (по различным лексическим темам) с учетом возрастных и психологических особенностей детей.Правильно подобранные задания и видеоматериалы способствуют повышению мотивации детей к занятиям. Наглядность материалов дает возможность воспитателю выстроить объяснение логично, научно, с использованием слайд-шоу.
Адаптированный для детской аудитории вариант интеллектуальной игры позволяет дошкольникам научиться гибко реагировать на происходящие изменения в процессе игры, развивает умение работать в команде сверстников, грамотно и качественно отбирать материал в заданных условиях, в условиях ограниченного времени и соревнования.
Данный ресурс можно использовать на уроках географии, классных часах и внеклассных мероприятиях для обучающихся 8 - 9 классов коррекционной школы VIII вида.
В статье рассмотрен успешный опыт применения программы внеурочной деятельности «Колокольчики» для детей с ОВЗ, целью которой является формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению, исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность.
В статье показана эффективность легоконструирования как коррекционно-развивающего и обучающего средства воспитания детей. Разработанный курс «Легоконструирование» направлен на развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка и предполагает не только игровую деятельность, но и четкие задания, которые ученик должен выполнить самостоятельно или коллективно.
В статье актуализируется проблема ограниченного и искаженного представления детей с интеллектуальными нарушениями представления об окружающем мире. Для решения данной проблемы разработана программа экологического воспитания «Экология для младших школьников с OB3», целью которой является формирование ответственного и правильного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.
Целью воспитательной работы школы в 2022-2023 учебном году является создание единого воспитательного пространства, способствующего личностному становлению обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), развитию их способностей и возможностей для дальнейшей успешной социализации в обществе.
В данной статье представлена авторская методика реализации аспектов социализации у дошкольниковс ЗПР
Не все выпускники дошкольного учреждения с ОВЗ в результате анализа работы оказались готовы к обучению в школе. С целью усовершенствования дальнейшей работы специалистов и педагогического коллектива, работающего с группами компенсирующей направленности был разработан проект, направленный на развитие познавательной и личностнойсфер детей посредством сенсорно-интегративного и нейропсихологического подхода – «Волшебный мир детства».
Формирование социального поведения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи (ОНР) является одним из главных моментов в процессе их адаптации в социуме. Ребѐнку с недоразвитием речи нужна постоянная помощь для формирования способности регулирования своего поведения и чем раньше она будет оказана, тем благоприятнее прогнозы его будущего социального и речевого развития
Жизнь и развитие ребёнка, в том числе и с нарушениями интеллекта, происходит в условиях коллектива. Именно в коллективе закладывается первый опыт общественной социализации, сосуществования с окружающими. Умственное развитие школьника с нарушением интеллекта происходит по тем же законам, что и нормально развивающегося, однако особенности психики и свойств личности учащихся с нарушением интеллекта сужают круг их связей с внешним миром, они с трудом ориентируются даже в самых обычных ситуациях. Все мы знаем, что у этой категории детей затруднено общение друг с другом, они трудно устанавливают контакт со сверстниками и взрослыми, не умеют общаться и сотрудничать, часто ссорятся, проявляют агрессию, в игре не умеют уступать. Наша задача помочь детям подружиться между собой, наладить общение, научить их работать в парах, группах.
От состояния здоровья детей во многом зависит будущее нашего общества, его благополучие. Не случайно именно задачи по сохранению здоровья подрастающего поколения являются приоритетными в сфере российского образования. Действующий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования главной задачей определяет «охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специального коррекционно-развивающего пространства для обеспечения адекватных условий и равных с обычными детьми возможностей, в пределах образовательных стандартов,воспитания и обучения, лечения и оздоровления, коррекции нарушений и социальной адаптации. Необходимо создавать такие особые условия, начиная с дошкольного возраста, чтобы дети как можно раньше могли получать квалифицированную помощь педагогов и специалистов.
Игра является одной из актуальных форм работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями. Для успешного воспитания таких детей необходимо пробудить интерес обучающихся, активизироватьих деятельность, нацелить на успешный результат. Решить эти задачи помогает применение на занятиях дидактических игр.
Игра имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей с ТМНР как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования социальной действительности и для их полноценного развития, направлена на формирование социальной компетентности и является одной из основных сторон воспитания.
Речь тесно связана с мыслительной деятельность, поэтому у детей с тяжелыми нарушениями речевого развития нарушена мыслительно-познавательная функция. Работа по специальной индивидуальной программе развития в условиях коррекционной школы позволяет детям с тяжелым нарушением речи и умственной отсталостью адаптироваться в обществе и стать его полноценным членом, включая трудовую и другие виды деятельности.
В сборнике собраны и представлены фрагменты выпускных аттестационных проектов слушателей программы профессиональной переподготовки «Технологии тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ». Материалы имеют широкий адресат и могут представлять интерес для тьюторов, специалистов, учителей, воспитателей, руководителей образовательных организаций, родителей детей с ОВЗ, других заинтересованных лиц.
Введение в специальную педагогику и психологию: учеб.пособие/ авт-сост. Л.Г. Соловьева, Хайдарова М.О. – Архангельск: изд-во АО ИОО, 2021.- 119 с. В пособии рассматриваются теоретические и дидактико-методические подходы к проблеме образования детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрывается содержание основных понятий и ключевых проблем специальной педагогики и психологии, детально характеризуется состояние специального образования. Учебное пособие адресовано слушателям программ профессиональной переподготовки «Олигофренопедагогика», «Логопедия», «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании», «Технологии тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ».
Составитель: Н.В. Богданова – заместитель директора ИМБЦ Настоящий каталог представляет собой перечень печатных изданий Архангельского областного института открытого образования, выпущенных в 2019 г, контрольные экземпляры которых представлены в ИМБЦ. Материал в каталоге располагается по тематическим рубрикам. Издание адресовано участникам образовательного процесса: руководителям, педагогам, библиотекарям.
Составитель: Н.В. Богданова – заместитель директора ИМБЦ Настоящий каталог представляет собой перечень печатных изданий Архангельского областного института открытого образования, выпущенных в 2018 г, контрольные экземпляры которых представлены в ИМБЦ. Материал в каталоге располагается по тематическим рубрикам. Издание адресовано участникам образовательного процесса: руководителям, педагогам, библиотекарям.
Составитель: Н.В. Богданова – заместитель директора ИМБЦ Настоящий каталог представляет собой перечень печатных изданий Архангельского областного института открытого образования, выпущенных в 2017 г, контрольные экземпляры которых представлены в ИМБЦ. Материал в каталоге располагается по тематическим рубрикам. Издание адресовано участникам образовательного процесса: руководителям, педагогам, библиотекарям.
Составитель: Н.В. Богданова – заместитель директора ИМБЦ Настоящий каталог представляет собой перечень печатных изданий Архангельского областного института открытого образования, выпущенных в 2016 г, контрольные экземпляры которых представлены в ИМБЦ. Материал в каталоге располагается по тематическим рубрикам. Издание адресовано участникам образовательного процесса: руководителям, педагогам, библиотекарям.
Составитель: Н.В. Богданова – заместитель директора ИМБЦ Настоящий каталог представляет собой перечень печатных изданий Архангельского областного института открытого образования, выпущенных в 2020 г, контрольные экземпляры которых представлены в ИМБЦ. Материал в каталоге располагается по тематическим рубрикам. Издание адресовано участникам образовательного процесса: руководителям, педагогам, библиотекарям.
Составитель: Н.В. Богданова – заместитель директора ИМБЦ Настоящий каталог представляет собой перечень печатных изданий Архангельского областного института открытого образования, выпущенных в 2015 г, контрольные экземпляры которых представлены в ИМБЦ. Материал в каталоге располагается по тематическим рубрикам. Издание адресовано участникам образовательного процесса: руководителям, педагогам, библиотекарям.
В электронном пособии представлены материалы по вопросам организации обучения и воспитания детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Материалы сборника будут интересны педагогам, специалистам, родителям, руководителям общеобразовательных и иных организаций, студентам и другим заинтересованным лицам.
На сегодняшний день тренер должен владеть арсеналом современных технологий. Тренер владеющий современными организационно-методическими технологиями работы в сочетании с психологическими компетенциями и знаниями о физиологических основах эффективности тренировочного процесса – это востребованный и ценный специалист.
В ходе многочисленных исследований ученых по психофизиологии (Н.А. Бернштейн, А.Р. Лурия, П.К. Анохин и др.) были доказаны связи между развитием психомоторной сферы и высших психических функций, с приоритетным влиянием физического развития на развитие интеллектуальное. На сегодняшний день уже хорошо известно, что дети, более развитые физически, получают и более высокие баллы в психологических тестах, а дети, занимающиеся в спортивных секциях, имеют лучшие показатели умственной работоспособности. Включаясь в выполнение физических упражнений, организм ребенка начинает работать в особом режиме: нервная и опорно-двигательная системы устанавливают тесное взаимодействие. Любое действие, осуществляемое мышцами, сначала «отрабатывается» в нервной системе – составляется программа выполнения этого действия. Мозг планирует последовательность и очередность сокращения мышц, частоту, силу и амплитуду этих сокращений и т.д. Таким образом, каждый физический акт запускает мощную работу в нервной системе, а физическая деятельность активизирует психическое развитие. Поэтому работа по физическому развитию ребенка должна быть организована регулярно и системно.
Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми.Оскар Уайльд
В каждой общеобразовательной организации должны быть созданы условия для обучения детей, имеющих особые потребности в области образования.Уроки физической культуры в общеобразовательных организациях проводятся совместно для детей с ОВЗ и остальными школьниками.Учитывая, что объединяются два контингента детей, от учителя физической культуры требуется высокий уровень знаний.
Мальцева Олеся Владимировна – 3 место в конкурсе методических материалов ПР ПОО – 2018»
Цели игры: Главной целью применения математической игры является развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразие применения математических игр.
Пояснительная записка. Наверно человек всегда стремился узнать историю своего края, его культуры. Я живу на севере, в Архангельской области и мне очень приятно пересматривать работы северных мастеров, изучать традиции северных росписей. Именно поэтому я считаю, что выбранная мной тема проекта будет актуальной.
“Без музыкального воспитания нет полноценного умственного развития ребёнка. Музыка – могучий источник мысли”. (Константин Дмитриевич Ушинский). Технология развития процессов восприятия музыкальных произведений (Б. М. Асафьев, Д. Б. Кабалевский, Э.Б. Абдулин, Г. П. Сергеева А. А. Пиличяускас). Восприятие музыки – это процесс музыкального мышления, целостное, эмоционально – осознанное познание содержания, смысла музыкального произведения. Развитие восприятия музыки является важнейшей задачей музыкального воспитания школьников, и происходит оно в процессе всех видов музыкальной деятельности.
А. О. Пирожкова считает, что преподавание иностранного языка актуально уже с начальных классов в связи с формировавшимися условиями современной жизни. Психология же объясняет эту актуальность особенностями возраста. Ведь дети дошкольного и младшего школьного возраста особенно восприимчивы к изучению иностранного языка. К тому же обучающиеся этого возраста, как правило, охотно берутся за изучение иностранных языков. Иностранный язык несёт в себе загадку, для них процесс изучения иностранного языка представляется игрой, в которой побеждает тот, кто знает больше.
Тип урока: изучение нового материала и формирование новых умений Форма урока: урок - практикум Цель урока: углубление знаний обучающихся о тканях, знакомство с видами тканей, их особенностями строения и функций.
Конспект урока окружающего мира во 2 классе «Свойства воды» (урок-практикум) Программа "Начальная школа 21 века" Цель и задачи: · определить свойства воды и их использование; расширять знания o формах существования воды в природе; развивать наблюдательность, умение анализировать; прививать навыки экспериментальной работы; воспитывать чувство коллективизма; воспитывать бережное отношение к воде.
Цель: Формирование лингвострановедческой компетенции по теме «Достопримечательности Лондона», развитие интереса к изучению иностранного языка, активизация познавательной деятельности.
Тема: краеведческая игра " Огненная боль за людей деревни и глубокая любовь к ним" (А.Т.Твардовский) (по повести Ф.А.Абрамова "Мамониха"). Цель: популяризация творчества Ф.А.Абрамова.
Тема: Что есть добро? (по миниатюрам Ф.А. Абрамова из цикла «Трава – мурава») Цель: создать условия для развития умения анализировать художественный текст, помочь обучающимся разобраться в главной идее миниатюр Ф.Абрамова – неугасима человеческая совесть, благодарение доброте.
Тема: «Всё начинается с мечты!» (по рассказу Ф.Абрамова «Белые туфельки») Цель: создать условия для размышления о смысле человеческой жизни через анализ художественного текста.
Тема урока: «Портрет. Виды и типы портрета. Описание портрета». Тип урока: урок - приобретение новых знаний. Цель: Ознакомить с жанром портрет, какова его особенность, основная классификация, а также, исходя из полученных знаний, научиться описывать портрет.
До сих пор можно услышать от выпускников, сдающих экзамен по иностранным языкам, что-то вроде: «И зачем они сделали два одинаковых задания в Говорении? Что, одной картинки мало?» Обидно, но факт, даже не все учителя, чьи одиннадцатиклассники готовятся и сдают ЕГЭ, понимают, а главное могут объяснить разницу между заданиями № 3 и № 4 в разделе Говорение. А тем не менее, задания действительно различаются и значительно.
Тема урока: Цвет. Основы цветоведения Тип урока: урок - приобретение новых знаний. Цель: дать понять значение цвета и влияние его на наше настроение.
«Привить ребенку вкус к чтению- лучший подарок, который мы можем ему сделать». Сессиль Лупан
Вся радость жизни в творчестве,творить- значит убивать лень.Есть свои радости в каждом виде творчества.Все дело в том, чтобы уметь брать свое добро там, где его находишь. Оноре де Бальзак
Материалы: Козуля, глазурь, карандаш, бумага. Тип мастер-класса: Применение знаний на практике Цель: Научиться правильно наносить глазурь на пряник. Своими руками выполнить традиционный северный сувенир.
Цель: познакомить с техникой кинусайга, изготовить панно.
Марченко Елена Николаевна – учитель-дефектолог. Педагогический стаж работы в ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ» - 37 лет. Высшее профессиональное образование, высшая квалификационная категория. Преподаваемые дисциплины: фронтальные занятия по развитию неречевых звучаний и технике речи, индивидуальные занятия по РРС и ФПСР. Направление специальности: «Сурдопедагогика», квалификация - учитель школ глухих и слабослышащих. Почётный работник общего образования. Паутова Оксана Валерьевна -учитель-дефектолог. Педагогический стаж работы в ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ» - 25 лет. Высшее профессиональное образование, первая квалификационная категория. Преподаваемые дисциплины: индивидуальные занятия по РРС и ФПСР. Направление специальности: «Сурдопедагогика», квалификация учитель-дефектолог, сурдопедагог. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Роль образовательного учреждения в социализации детей с ОВЗ в современном обществе имеет большое значение. В связи с этим необходимо усовершенствовать технологии и содержание обучения и воспитания детей с ОВЗ, ставить цели и задачи, содержание и технологии обучения и воспитания детей. Представленный опыт решает проблему усвоения бытового словаря глухими и слабослышащими школьниками в условиях школы-интерната, вызванный потребностью педагогов, родителей в формировании и развитии речи школьников с целью развития коммуникативных умений, влияющих не только на результативность обучения, но и на процесс социализации и развития личности в целом, непосредственного, живого общения взрослых с детьми и детей между собой в процессе деятельности.
Сакула Татьяна Петровна, воспитатель, 1 квалификационная категория по должности «воспитатель», ГБОУ АО «Вычегодская специальная (коррекционная) общеобразовательнаяшкола-интернат».Поиск новых путей совершенствования диалогической речи, обучение диалогу слабослышащих и глухих обучающихся является весьма актуальным, т.к. включение глухого или слабослышащего ребенка в общественно-полезную деятельность и социально активную жизнь предполагает развитие способности понимать обращенную к нему речь собеседника и говорить разборчиво, понятно для окружающих.Выпускники нередко затрудняются в самостоятельном изложении своих мыслей, в понимании читаемого материала. Овладение связной речью необходимо каждому человеку. Ребенок с недостатками слуха в силу ограниченного словесного общения особенно нуждается в понимании письменных текстов и в письменном продуцировании собственных высказываний.Представленные материалы могут быть использованы в практической и внеурочной деятельности воспитателями образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (для глухих и слабослышащих обучающихся).
Идея опыта – применение нетрадиционных техник рисования и прикладного творчества во внеурочной деятельности с обучающимися с нарушением слуха; разработка дополнительной образовательной программы кружка «Ступеньки Радуги» (общекультурное направление внеурочной деятельности).